Фотография ни в коем случае не должна быть плоской
Настя Федоренко
преподаватель Flatlay Workshop, Instagram Workshop
Я 5 лет работала бариста в Харькове, затем в Одессе, и в этой сфере все шло к профессиональному уровню: национальным чемпионатам, сертификации, судейству. Но параллельно я очень любила инстаграм — смотрела, как красиво ведут аккаунты девочки по всему миру и тоже так хотела. Но у меня был телефон на андроиде, и инстаграм туда загрузить было нельзя.

Как только выкатили обновление приложения, я тут же начала снимать. Нашла фильтр на телефоне, как мне тогда казалось, очень крутой, и фотографировала все через него. Потом делала небольшую цветокоррекцию. А если хотела фотографий типа на ломо-камеру, заходила в VSCO. Мое первое фото в инстаграм было сделано в школьном коридоре.

Работая за баром в Харькове, я вела инстаграм кофейни. Но когда услышала о Make My Cake в Одессе, решила переехать туда. Делать красивые фотографии там было очень просто — взяла макарон, пофоткала, положила на место, сделала себе кофе, сфоткала, выпила или угостила кого-то. Я делала это изначально для себя, но потом началось: «Насть, ты же на месте, сделай фотку, пожалуйста». А потом еще, еще и еще одну. А потом предложили вести инстаграм.


К Make My Cake присоединились и аккаунты других заведений сети. Моей гордостью был "Белый кит" — о нашем инстаграме говорили все. Это была одна из первых лофтовых кофеен, и она ассоциировалась у людей с красивыми фотографиями.
Я легко взялась за SMM, потому что интуитивно знала, что делать. Тогда никто не говорил о коммуникационной стратегии, но я каждый день проводила в кофейне, хорошо знала наших гостей, то есть целевую аудиторию, знала, что продается, а где поднажать, что больше всего нравится посетителям. Мне не нужно было придумывать tone of voice, потому что мое «ребят, камон, привет, эй-эй» работало, ведь именно так я говорила сама гостям кофейни каждый день. Я знала про кофе больше, чем любой SMM. Короче, у нас все классно получалось, потому что мы искренне любили то, что делали, и конкуренция на тот момент была маленькая. В Украине мало кто вел такие эстетические продуктовые профили.

В какой-то момент встал вопрос ребром — я могла развиваться как бариста, или как менеджер. Потому что совмещать курирование всех заведений со всеми соцсетями было уже невозможно. Я думала о своем пути: понимала, что в кофе мне нравятся люди, атмосфера, команда, и тут я могу идти либо в обжарку и открывать кофейни, либо выигрывать чемпионаты. А в рекламе, креативе, диджитале — куда хочешь, туда иди, есть масса вариантов. К тому же, рынок только развивался. И я приняла решение курировать проекты в качестве SMM-щика.

У меня всегда была тяга к новым знаниям, и услышав о школе Bazilik, я поехала в Киев учиться. Во время лекции, как один из примеров, показали мой кейс — аккаунт Make My Cake, а потом Белый Кит. Это было чертовски приятно! Все, кто учился со мной, удивились, что я — та самая девочка, которая ведет эти аккаунты.

Я на тот момент уже читала лекции по мобильной фотографии в Харькове, и решила показать Марине, директору школы, свою презентацию. Спустя некоторое время, Марина предложила мне сделать класс в школе.
Первый мой воркшоп назывался Make up account — это был мастер-класс по флэтлею — и на него пришло много людей. Уже второй год я читаю в Базилике флэтлей, и на каждый класс готовлюсь, как в первый раз. Всегда стараюсь дать что-то новое, больше рассказать о трендах и уйти от типичных раскладок.

Я постоянно повторяю, что фотография ни в коем случае не должна быть плоской. Чтобы знать, какой снимок хочешь получить, важна насмотренность. Я смотрю много разных профилей: где-то люди, где-то фуд-фото. Для разных аккаунтов нужны разные снимки — в "Белом Ките", например, лучше всего "заходили" люди. А в Make My Cake — раскладки. Причем, чем крупнее сам продукт, тем лучше.

За счет того, что у меня большое количество студентов и все они с разными проектами и потребностями, в ходе лекций я начала адаптироваться и помогать им выйти из визуального застоя и понять, как коммуницировать через фотографии о вещах, людях, проектах, идеях, локациях.

Больше всего меня вдохновляют люди, и, мне кажется, что мое призвание — делиться своими знаниями с другими. Это постоянный стимул развиваться самой: читать, смотреть, слушать — для того, чтобы потом быть интересней и больше смыслов нести людям.

Для меня важно окружать себя прекрасными людьми и постоянно находиться в красивых местах. Конечно, это профдеформация, но в моей комнате нет ничего, чего нельзя сфотографировать, и вообще, в целом, — везде, где я нахожусь, куда не глянь — все для фото. Я каждый день снимаю по работе, у меня нет возможности сидеть и ждать вдохновения. Для этого нужно развивать свой визуальный опыт — знать как можно больше вариаций того, как воплотить какую-то идею в жизнь. Нет состояния "не могу ничего придумать". Нужно идти, смотреть, общаться с людьми и делать.

Смотреть нужно и чужие фотографии, и кино. Когда нравится какая-то фотография, пытаться ее повторить, понять, как ложится свет и проанализировать, почему получилось сделать также, или почему нет.

Это, как с текстом — садиться и переписывать абзацы своих любимых авторов, чтобы набивать руку. Так и с фото — берешь цветовые гаммы, доступный реквизит и делаешь. Мои студенты иногда делают шедевры из блока яиц, овощей или бумажного фона. Главное — пробовать и знать, с чего начинать. Как минимум, пару схем. Плюс читать и следить за трендами.

Берешь кофе в кофейне — попробуй сфотографировать, понять, какой свет хороший, а какой нет. Еще важно не использовать инстаграмные фильтры, они ужасно сбивают свет. Можно редактировать и корректировать с помощью VSCO, Retouch или Snapseed.

Для аккаунтов, которые я веду, всегда завожу контент-план. Как правило, визуальный — от этого и отталкиваюсь. Я могу вести аккаунт полностью сама, но если позволяет бюджет, беру в команду еще таргетолога и копирайтера. SMMщик, как человек-оркестр, еще существует, но каждый должен понимать свои сильные стороны.

Для своей личной страницы я отбираю фотографии и создаю папочку на телефоне — "Постить". Когда не знаю, что опубликовать, выбираю картинку оттуда.

У меня есть любимые фильтры в VSCO — среди них, например, A6. Также я очень люблю M5, люблю 0504. Но вообще все зависит от освещения. После выбора фильтра, я обязательно делаю цветокоррекцию.

Чтобы научиться красиво фотографировать, главное — захотеть.