Я родилась в нестабильное время, когда работа большинства людей поколения наших родителей уже не могла их прокормить и они хватались за клетчатые сумки «челночников». Потому для моих мамы и папы было очень важно дать мне «нормальную», серьезную профессию. Так я получила диплом юриста и даже пыталась работать по специальности. Поскольку дала родителям слово, что попробую.
Однажды я проснулась и поняла, что не буду счастлива, пока это будет продолжаться. Я не хочу ходить в суд или быть помощником нотариуса. Я всегда любила писать и фотографировать, а потому пошла пытать судьбу в сферах, к которым у меня лежала душа.
Это было девять лет назад. Я кардинально изменила деятельность и ушла в коммуникации: журналистику, фотографию, а потом и в социальные медиа. Сначала мне приходилось параллельно работать официанткой, чтобы зарабатывать на жизнь и первую камеру, но со временем все стало на свои места. Я работала фотографом: снимала футбольные матчи, концерты, бэкстейджи, и журналистом — писала лайфстайл-статьи.
Первый опыт в социальных медиа у меня случился в фотошколе Тараса Маляревича. Я увидела пост в Facebook, что на работу ищут эсэмэмщика (SMM-специалиста). Поскольку находилась в перманентном поиске своего призвания, пошла гуглить, кто это такой. Узнала из «Википедии», что это человек, который пишет и фотографирует. Поняла, что это же я, и пошла на собеседование. Меня взяли. В фотошколе я параллельно училась и работала, со временем стала правой рукой Тараса и помогала в его школьных делах: составляла расписание, отбирала лекторов, писала новые программы. Директорский потенциал проявлялся уже тогда, хотя я совсем этого не понимала (смеется).
Потом была революция, фотошкола закрылась, и я пошла работать эсэмэмщиком на «Арт-завод „Платформа"», а заодно освещала почти все ивенты, которые там проходили. Это было шесть лет назад.
Тогда в Украине не так много людей знали, что делать с соцсетями. Были несколько брендов, которые делали «вау», а все остальные пытались им подражать. Если сейчас Instagram каждой второй кофейни — шедевр, тогда вау-коммуникацию вел только Make My Cake. Специалистов на рынке тоже было мало. Я училась на практике, на собственных шишках, по статьям из Google и по опыту коллег.
Знакомые начали обращаться ко мне с запросом «повести соцсети», и сначала я не отказывала, но в какой-то момент желающих стало слишком много, а специалистов, которым я могла бы передать эти запросы, не было. Правда, были подружки, которые тоже хотели работать в социальных медиа и обращались с просьбой научить. Или подсказать, где учат. «Я тоже хочу в эту сферу, расскажи, что нужно делать». Но отправить учиться было некуда.
Стало очевидно, что сама я не могу ни все вести, ни всех научить. И я решила сделать проект во время отпуска — собрать ребят, которые что-то знают о социальных медиа, и запустить курс.
Главный пинок дал мой друг, журналист Егор Мостовщиков. Он иногда приезжал из Москвы, читал лекции по журналистике, на которые я ходила, и после одной из них сказал: «Вот ты ходишь ко мне, а я к тебе нет, а я ведь совершенно ничего не знаю об SMM». Он сказал это осенью, а зимой у меня уже был Bazilik.
Когда я собралась делать школу, написала пост. На него мне ответил Женя Зингерман, сказал, что у него готов блок со стратегией и он тоже считает, что подобный проект нужен рынку. Он тогда пришел, и так, плечом к плечу, мы работаем уже четвертый год. Иногда мы шутим, что в Украине уже сложно найти человека, которому Женя не рассказывал о стратегии. Но каждый раз все равно находятся желающие послушать.
Когда Женя показал мне, что он хочет рассказывать первым нашим слушателям, я сначала подумала: «Этот чувак сделал все, что я хотела». Поэтому добавила всего несколько блоков по работе с разными каналами и контентом, и мы запустились. Программа, с которой все начиналось, благодаря отзывам студентов несколько раз дополнялась, но существует до сих пор. Это SMM Intensive. Как ни крути, самая запрашиваемая программа в школе.